музыкальный руководитель

2.1 классификация речевых нарушений

Разрабатывая вопросы речевых нарушений у детей, исследователи как бы разделились на два направления: сторонники одного направления сохранили номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение в общей логопедии, но наполнили её новым содержанием; сторонники другого направления отказались от традиционной классификации и ввели новую.

Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений, одна клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая.

Все виды речевых нарушений в рамках клинико-педагогической классификации подразделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

1. Расстройства фонационного оформления речи:

Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса, к ним приводит парез одной, реже обеих голосовых связок. Голос становится хриплым, низким, скрипучим или совсем пропадает.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Симптомы:
• замедленность темпа внешней и внутренней речи;
• замедленность процессов чтения и письма;
• монотонность голоса;
• удлинение пауз между словами;
• растянутое произношение звуков.

Неречевая симптоматика выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые. Лицо амиммичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика детьми не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

Тахилалия — патологически убыстренный темп речи.

Симптомы: ненормально быстрый темп речи (20–30 звуков в секунду вместо 10–12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя.
Неречевые симптомы: нарушение общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения. У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая хотьба, гиперактивность, тики). Во время сна дети часто мечутся в постели.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием имеются нарушения моторики:
1) общая напряжённость мышечной системы, особенно в процессе речи,
2) нечёткость координации движений,
3) расхождение в моторике и речи: речь или запаздывает, или опережает движение,
4) уловки, вспомогательные движения.
5) неровность воспроизведения ритма,
6) замедление моторного темпа даётся сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого;
7) отмечаются неустойчивость внимания, памяти, лёгкая отвлекаемость. Им не всегда удаётся выполнить задание, состоящие из разных движений, которые выполняются одновременно. Они не могут запомнить большого числа движений.

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в ненормированном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Может сопровождаться недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих. Возможна недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. Из-за нарушения функций небно-глоточного смыкания появляется специфический носовой оттенок речи. При ринолалии наблюдаются просодические нарушения, невнятность, монотонность речи.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
• псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
• дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
• синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.

Анартрия – невозможность звуковой реализации речи.

2. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором не формируется система языковых средств (фонематических, лексических, грамматических), страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения, наблюдаются грубые семантические дефекты. При сенсорной алалии дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).

Нарушения письменной речи

Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения.

Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.18

В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка. Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности.30

3. Психолого-педагогическая классификация

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.

Общее недоразвитие речи объединяет сложные речевые расстройства, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект).

Заикание, проявления речевого негативизма и др.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.

архив новостей