музыкальный руководитель

глава 3: коррекция речевых нарушений в различных видах музыкальной деятельности

Музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. А также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно петь и двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, праздники и развлечения, игровая и самостоятельная деятельность.

Каждое музыкальное занятие начинается с приветствия. Здесь в игровой форме могут преследоваться несколько целей: настрой на работу, создание непринуждённой обстановки, развитие динамического, тембрового, звуковысотного слуха, интонационной выразительности.

Затем переходят к вводным упражнениям: ходьбе и маршировке. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи. «Следует помнить, что ни в чём: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключено столько элементов ритма, сколько имеется их в маршировке. Ведь стопа в момент соприкосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма (это совершенно совпадает с музыкальным делением времени)» (Э. Жак-Далькроз).15 Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п.

По данным нейропсихологов Ахутиной Т.В., Семенович А.В., Умрихина С.О. ориентировка в пространстве является основой совокупности высших психических процессов у ребёнка – письма, чтения, счёта и др. Для этого необходимо знать направления пространства, уметь определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя», оценивать расположение и расстояние.4

Обязательно на занятиях необходимо использовать игру на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности. Для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенцов и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).

Таким образом, игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию; координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.; мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино, озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальное лото». Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах.

На музыкальных инструментах с детьми можно сыграть в ансамбле или в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, аккордеоне, баяне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Важным видом деятельности на музыкальном занятии является слушание музыки. «Слушать музыку» ребёнок начинает ещё в утробе матери. Позже малыши реагируют на ту музыку, которую они «слышали» ещё до рождения. Так, например, американский дирижёр Борис Брот, знакомясь с определенными произведениями впервые, уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого столетия И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.23

С помощью музыки облегчается установление контакта, что особенно важно по отношению к детям, страдающими разными формами алалии.

Е.В.Никольская подчёркивает особую значимость в формировании восприятия у маленьких детей народных колыбельных, искусство пения которых передавалось из поколения в поколение. Песня, которую пропела мама, является ступенькой к накоплению чувственных впечатлений, вычленению повторяющихся интонаций, сигналом к общению, способствует восприятию слов и подготавливает понимание речи.22

На занятии детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника. Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с нарушениями речи является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки.

После или во время прослушивания музыки детям можно позволить подвигаться, передавая свои эмоции в пластических композициях, поговорить о музыке, вызывая у детей желание высказываться. Всё это будет способствовать нарастающему желанию познать музыку, проснётся интерес к музыке в целом. «Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием».25

В.А.Деркунская утверждает, что «активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребёнка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении». Ребёнок использует большое количество качественных прилагательных, характеризуя музыкальное произведение, которое в его интерпретации становится не только «весёлым и грустным, но и печальным, тоскливым, одиноким, жалостливым, счастливым, радостным, игривым, хорошим, улыбчивым, смешным, светлым, солнечным». Музыкальное произведение побуждает ребёнка к сочинительству, речевому, литературному творчеству. По мотивам прослушанного произведения дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы.11

Начинать работать с оптимизацией речевых процессов необходимо с наиболее элементарных видов различения на слух «громкого-тихого», «быстрого-медленного», музыкальных фрагментов с различной ритмической и эмоциональной структурой и т.п. Идеально, если при этом дети будут произвольно двигаться, подпевать, дирижировать в такт, танцевать.

Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию. Можно исследовать звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучать, бросить, поскрести, подергать и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука. Интересны игры с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Постепенно количество этих «мелодий» увеличивается от 1—2 до 7—10. Дети должны научиться распознавать их (так же как и природные шумы, голоса разных людей в разном настроении и т.п.) с закрытыми глазами.

Узнавание и дифференциация сходных по звучанию бытовых и музыкальных шумов являются необходимой предпосылкой формирования фонематического слуха, например, шорох полиэтиленового и бумажного пакетов может являться предтечей дифференцирования звуков «С» и «Ш».
Позже можно использовать попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. По характеру музыки можно предложить определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу. «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам».34

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые, исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительны мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки. Мелодия подбирается с учётом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать в сопровождение звучание шумовых инструментов.3

Один из любимых видов музыкальной деятельности детей в обычных и в логопедических садах – пение, которое давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подаётся в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объёма и формы. Поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса при ринолалии. Поются вокализы на legato, мелодии без слов, затем доступные ребёнку песни.12

Людям, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Особенно это касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пение регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.7

Экспериментальное исследование Л.З.Андроновой показало, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Такие песни в максимальной степени корригируют заикание, если сочетаются с большой длительностью слога (например, песни «Ивушка зелёная» и «Солнечный круг»). В пении, как и в устной речи, у заикающихся наблюдаются судороги на трудных звуках и звукосочетаниях.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Перед пением хорошо использовать артикуляционную гимнастику, задачами которой на музыкальных занятиях являются:

- развитие певческих способностей детей,
- формирование артикуляции различных звуков,
- закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах,
- совершенствование дикции детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ,
- развитие памяти, внимания.

Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, соблюдая при подборе материала принцип «от простого к сложному».3

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Оно является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку.

Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Для детей это условие часто представляет определённую трудность. У детей обычно верхнереберное дыхание, при котором действует только верхняя маленькая часть груди и лёгких и, следовательно, в лёгкие входит лишь минимальное количество воздуха. При таком способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже коротких фраз. Верхнереберный тип дыхания сопровождается сильным подъёмом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Визуально этот тип можно определить по поднятию груди.

Более рациональным считается диафрагмальный тип дыхания, т.к. лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

Выработке правильного диафрагмального дыхания способствуют упражнения, направленные на увеличение продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определенные движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без неё. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперёд; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование.

Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека

Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот). Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо. Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д. Задачей педагога является следующее: во–первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во–вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств, звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент). Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Потом произносятся шепотом слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Так же полезно пение вокализов - мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения - звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз - это развивает его гибкость и высоту.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребенка.

Полезны, особенно для заикающихся детей, игры с пением, хороводы, игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве. При исполнении роли ребёнку необходимо отобрать нужный «запас» движений, своевременно их применить, затормозить ненужные в данный момент. Это способствует воспитанию находчивости, инициативы, воли и умению планировать ряд последовательных движений.

Кроме того, игры с пением развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, менять движение и пр.), совершенствуют просодические компоненты речи.9

Существуют игры на распознавание голосов других детей (Например, «Улитка»), они особенно актуальны для детей с нарушениями фонематического слуха.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А.Гринер для работы с заикающимися. Речь идет о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и в соответствии с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью занятий:

- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;
- длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;
- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;
- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующие лицо, чтобы исключить механические движения;
- стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.

Для организации поведения при выполнении заданий, особенно сложных построений, используются счетные упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.

Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова молоток - «мотолок» и т.д. В логоритмическом воздействии на детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.

Детям предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. При этом у них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.

Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т.п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами.

Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:
■ отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;
■ «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:

1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

2. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма. Например, игра «Мы на луг ходили» (Слова В.Кукловской, пер. с укр. Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко).

3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.

Одни упражнения проводятся в форме диалога, выражающего обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп. Пример игры, «Сорока, сорока» (Русская народная песня в обработке В.Агофонникова. автор М.Медведева).

На музыкальных занятиях используются упражнения для развития творческой инициативы. К таким упражнениям относятся дирижирование, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты, свободные двигательные импровизации под музыку, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

В конце занятия проводятся упражнения, цель которых, успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая нагрузка должны быть доведены до минимума. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П.Чайковского или «Маленький вальс» А.Лядова; или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила. То есть следует давать такую музыку, которая понятна ребенку и без песенного текста и без названия рождает в его сознании определенные образы и представления.

Очень важна музыкальная самостоятельная деятельность, так как способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность.

Музыкальная деятельность детей проявляется на детских утренниках, на выступлениях в кукольном театре, на праздниках и развлечениях, на индивидуальных занятиях.

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы детей помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у детей с нарушениями речи в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.

Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкальных речевых игр и упражнений.

архив новостей