|
4.1 экспериментальное исследование состояния неречевых психических функций
Исследование проводилось в октябре с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики. Обследование проводилось индивидуально. Результаты исследования учитывались при составлении планов логоритмических занятий. Чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий, в апреле проводилось повторное исследование.
Было изучено 10 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для сопоставительного анализа было изучено 5 нормально развивающихся детей, которым были предложены аналогичные задания. Дети отобраны в возрасте 5-6-ти лет детского сада №12 Одинцовского района Московской области, слух, зрение, интеллект у детей были нормальными.
Детям были предложены следующие задания:
Исследование слухового внимания. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.
Исследование восприятия и воспроизведения ритма. Цель: исследование ритмического чувства. Инструкция: «Я прохлопаю, а ты повтори за мной». 1. Педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который детям надо повторить. 2. Дети повторяют за педагогом: 1-й элемент: — — •• — 2-й элемент: — •• — — 3-й элемент: — — ••• 4-й элемент: ••• — —
Исследование способности ориентироваться в пространстве. Цель: исследовать ориентации в собственном теле. Инструкция: «Покажи правой рукой левый глаз, а левой рукой - правой ухо». 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. 2. Цель: исследовать сформированность пространственных понятий «справа», «слева», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади». Инструкция: «Покажи, что находится справа… и т.д.» Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
Исследование состояния общей моторики. Цель: исследовать координацию общих движений, умение различать и воспроизводить на основе зрительного восприятия разных модальностей. Инструкция: «Делай, как я», «Продолжи сам». 1. Предложить ребёнку воспроизвести серию движений руками. Педагог становится спиной к ребёнку и осуществляет показ серий из трёх движений: Руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз и т.д. 2. Предложить ребёнку воспроизвести серию движений ногами: Ноги вперёд, назад, на место, вперёд, назад, на место; нога в сторону, назад, на место, нога в сторону, назад, на место и т.д.
Исследование состояния мелкой моторики. «Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками. «Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1—2, 1---3, 1—4, 1—5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками. «Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. диаметр круга 10 см. Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок. - уверенно, достаточно быстро, движения четки,. - очень медленно, неловко. Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами - получается, карандаш не падает, - не получается. Система оценки выполнения заданий такова: 1 балл – задание не выполнилось; 2 балла – правильно выполнено со 2-ой попытки; 3 балла – с 1-го раза. Показатели состояния неречевых психических функций в октябре приведены в таблице №1 и на диаграмме №1
Таблица 1
| Виды заданий | Экспериментальная группа | Сопоставительная группа | 1. | Исследование слухового внимания. | 2,7 | 2,9 | 2. | Исследование восприятия и воспроизведения ритма. | 1,5 | 2,5 | 3. | Исследование способности ориентироваться в пространстве. | 1,7 | 2 | 4. | Исследование состояния общей моторики. | 2 | 2,6 | 5. | Исследование состояния мелкой моторики. | 1,7 | 2,3 |   | Среднее значение. | 1,9 | 2,6 |
Диаграмма 1
Таким образом, исследование показало, что лучше у детей с ОНР развиты: слуховое внимание. Незначительно отстают от детей с нормальным речевым развитием в ориентировании в пространстве. На низком уровне находятся такие функции, как чувство ритма, общая и мелкая моторика.
На основании полученных результатов можно заметить, что уровень речевого и психомоторного развития коррелируют. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции руки и общей моторики ребёнка.
|
архив новостей
|