музыкальный руководитель

4.1 экспериментальное исследование состояния неречевых психических функций

Исследование проводилось в октябре с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики. Обследование проводилось индивидуально. Результаты исследования учитывались при составлении планов логоритмических занятий. Чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий, в апреле проводилось повторное исследование.

Было изучено 10 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для сопоставительного анализа было изучено 5 нормально развивающихся детей, которым были предложены аналогичные задания. Дети отобраны в возрасте 5-6-ти лет детского сада №12 Одинцовского района Московской области, слух, зрение, интеллект у детей были нормальными.

Детям были предложены следующие задания:

Исследование слухового внимания.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.

Исследование восприятия и воспроизведения ритма.
Цель: исследование ритмического чувства.
Инструкция: «Я прохлопаю, а ты повтори за мной».
1. Педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который детям надо повторить.
2. Дети повторяют за педагогом:
1-й элемент: — — •• —
2-й элемент: — •• — —
3-й элемент: — — •••
4-й элемент: ••• — —

Исследование способности ориентироваться в пространстве.
Цель: исследовать ориентации в собственном теле.
Инструкция: «Покажи правой рукой левый глаз, а левой рукой - правой ухо».
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
2. Цель: исследовать сформированность пространственных понятий «справа», «слева», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади».
Инструкция: «Покажи, что находится справа… и т.д.»
Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

Исследование состояния общей моторики.
Цель: исследовать координацию общих движений, умение различать и воспроизводить на основе зрительного восприятия разных модальностей.
Инструкция: «Делай, как я», «Продолжи сам».
1. Предложить ребёнку воспроизвести серию движений руками. Педагог становится спиной к ребёнку и осуществляет показ серий из трёх движений:
Руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз и т.д.
2. Предложить ребёнку воспроизвести серию движений ногами:
Ноги вперёд, назад, на место, вперёд, назад, на место; нога в сторону, назад, на место, нога в сторону, назад, на место и т.д.

Исследование состояния мелкой моторики.
«Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1—2, 1---3, 1—4, 1—5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. диаметр круга 10 см.
Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.
- уверенно, достаточно быстро, движения четки,.
- очень медленно, неловко.
Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами
- получается, карандаш не падает,
- не получается.
Система оценки выполнения заданий такова:
1 балл – задание не выполнилось;
2 балла – правильно выполнено со 2-ой попытки;
3 балла – с 1-го раза.
Показатели состояния неречевых психических функций в октябре приведены в таблице №1 и на диаграмме №1

Таблица 1
 Виды заданийЭкспериментальная группаСопоставительная группа
1.Исследование слухового внимания.2,72,9
2.Исследование восприятия и воспроизведения ритма.1,52,5
3.Исследование способности ориентироваться в пространстве.1,72
4.Исследование состояния общей моторики.22,6
5.Исследование состояния мелкой моторики.1,72,3
 Среднее значение.1,92,6

Диаграмма 1

Таким образом, исследование показало, что лучше у детей с ОНР развиты: слуховое внимание. Незначительно отстают от детей с нормальным речевым развитием в ориентировании в пространстве. На низком уровне находятся такие функции, как чувство ритма, общая и мелкая моторика.

На основании полученных результатов можно заметить, что уровень речевого и психомоторного развития коррелируют. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции руки и общей моторики ребёнка.

архив новостей